Подводная лодка-музей «Б-413»



Одна из популярных достопримечательностей Калининграда – историческая дизель-электрическая подводная лодка. С 1968 по 1999 годы она входила в состав военного флота нашей страны, а потом была отремонтирована, встала на вечную стоянку и превратилась в интересный музей. Жители города и туристы могут побывать на экскурсии, походить по внутренним помещениям и познакомиться с устройством доядерной подводной лодки «Б-413». Само судно и экспозиции в нем принадлежат Музею Мирового океана.

История подводной лодки

Большая лодка была построена 7 октября 1968 года и спущена на воду с эллинга Ново-Адмиралтейского судостроительного завода в городе Ленинград. По советской номенклатуре проект военной субмарины назывался «641», а по классификации НАТО – Foxtrot.

Размеры и возможности судна впечатляли. По ватерлинии оно имело длину 91,3 м, наибольшую ширину корпуса 8,5 м и среднюю осадку по ватерлинии 5 м. В надводном состоянии лодка могла развивать скорость до 16,8 узлов, а под водой – до 16 узлов. При этом рабочая глубина погружения составляла 250 м и предельная – 400 м.

Лодка имела надводное водоизмещение в 1945 тонн, а подводное, то есть с заполненными емкостями – 2472 тонн. Все это позволяло проводить до 90 суток в автономном плавании. Бесперебойную работу судна обеспечивал хорошо выученный экипаж из 80 человек, в который включал 13 офицеров, 11 мичманов, 16 старшин и 40 матросов.

Подводная лодка прослужила в составе флота СССР с 14 июня 1969 года до конца июня 1990 года, а после этого до она несла службу в ВМФ России. В послужном списке отечественной субмарины были яркие многодневные походы и сложные военные операции, включая спасательные рейды и охрану вод морей в разных уголках планеты.

Военная служба не может длится вечно. В начале сентября 1999 года лодку списали. Однако было принято решение не отправлять ее на металлолом, а восстановить в качестве музейного экспоната, то есть дать субмарине новую жизнь. С 11 мая по 7 июня в городе Светлом на местном заводе подводная лодка прошла плановый ремонт стоимостью 12 миллионов рублей.

В середине июня 2000 года она своим ходом пришла в Калининград и пришвартовалась возле музейного причала областного центра. В начале июля судно торжественно передали калининградскому Музею Мирового океана. Так субмарина превратилась в необычный музейный экспонат.

Что можно посмотреть в музее

В Калининграде работает несколько судов-музеев – это научно-исследовательские корабли, рыболовный траулер и плавучий маяк. Боевая подводная лодка занимает особое место. Многие туристы считают большой удачей побывать на исторической субмарине. Сюда приходят, чтобы послушать рассказы экскурсовода о повседневной службе моряков, почувствовать тесноту боевого корабля и общее напряжение, которое царило в отсеках во время сложных многодневных переходов.

Попасть на судно самостоятельно не получиться. Передвигаться по лодке разрешают только в сопровождении гида. Входной билет в музей для взрослого вместе с подробной экскурсией стоит 300 рублей. Студенты и пенсионеры платят в два раза меньше – 150 рублей, а учащиеся школ – 100 рублей. Во время экскурсии туристов водят по всем отсекам подводного судна, показывают камбуз, небольшие помещения, где спали матросы, и офицерские каюты. Что можно увидеть внутри?

Носовой торпедный – I отсек. Именно с него моряки могли запускать 22 торпеды калибра 533 мм или 32 подводные мины, чтобы лодка могла работать в качестве минного заградителя. Шесть торпедных аппаратов находятся в передней части судна, и еще четыре – сзади. В носовом аккумуляторном и жилом – II отсеке располагаются каюты командира подводного корабля и офицеров, просторная офицерская кают-компания и рубка гидроакустиков.

Центральный пост – место управления лодкой занимает III отсек. В этой части субмарины можно увидеть рубку боцмана. В боевой рубке размещен пост управления перископом, рулевого вертикальными рулями и пост стрельбы торпедами – передними и задними, в зависимости от расположения цели.

Кормовой аккумуляторный и жилой IV отсек – большое помещение, где расположены рубка радиоразведки, секретная часть, рубка радиосвязи с радиоприемниками и радиопередатчиками всех диапазонов – УКВ, КВ и ДВ, а также аппаратура для сверхбыстрой связи. Здесь же находятся каюта старшего помощника командира подводной лодки, каюта командира боевой части, кают-компания старшин и любимая часть всей команды – камбуз, то есть морская кухня.

Дизельный V отсек предназначен для дизельного двигателя подводного судна. Во время надводного плавания от него заряжались аккумуляторы лодки. За ним следует VI электромоторный отсек, где установлены электродвигатели для подводного хода субмарины. Таких двигателей несколько – два обычных, один для подводного хода другой модели и еще один для экономичного подводного хода. В этом отсеке работают опреснительные установки лодки, которые подают воду для жилых нужд, в душевую и гальюн, используемые, когда судно находится под водой.

Последний VII отсек называют «кормовым торпедным». Кроме четырех торпедных аппаратов здесь можно увидеть музейные экспонаты, посвященные гибели дизель-электрической подводной лодки «Комсомолец» и атомной субмарины «Курск». Экскурсантам также показывают леерное ограждение, предохраняющее людей в рубке от падения в воду.

Прогулка по подводной лодке не только очень интересна, но и полностью безопасна. Все внутренние помещения хорошо освещены, поэтому туристам видно, где и как надо наклоняться, чтобы не удариться головой об углы, выступы и различное оборудование. Узкие проходы и крутые ступеньки позволяют понять, как передвигаются подводники, насколько тяжела их служба и велик риск, которому моряки подвергаются во время плавания под водой.

Для подростков в музее предусмотрена отдельная образовательно-игровая программа под названием «По местам стоять! К погружению». В детской интерактивной экскурсии могут принять участие до 15 человек. Они не просто слушают гида, а выполняют роли матросов подводного корабля, поэтому такая программа пользуется большой популярностью у юных посетителей музея.

Достопримечательности рядом

Музейная субмарина стоит возле набережной Исторических кораблей на правом берегу реки Преголя, в центральной части города. Помимо подводной лодки, вы можете посетить другие экспонаты Музея Мирового океана – научно-исследовательские суда «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев».

Рядом, на набережной Петра Великого, возвышаются выставочные корпуса музея – «Пакгауз» и «Морской Кенигсберг-Калининград». В бывших кирпичных складах XIX века проводятся сменные выставки и размещаются экспонаты, которые рассказывают о морской истории города. За ними на прибрежной улице стоит главное здание Музея Мирового океана.

В 750 м к востоку от подводной лодки на Преголе находится знаменитый остров Канта – Кнайпхоф. Здесь можно увидеть кафедральный собор, побывать на могиле известного философа и погулять по живописному парку скульптур.

Если пройти от субмарины по улицам маршала Баграмяна и генерала Буткова, через 5-7 минут вы попадете в парк Победы. Зеленая территория обустроена вокруг длинного узкого озера. В парке находятся множество военных памятников, братская могила солдат, погибших при штурме города, старинные Аусфальдские ворота Кёнигсберга, и горит Вечный Огонь.

Как добраться

От Южного железнодорожного вокзала, куда приезжают все поезда из России, до реки Преголя, где стоит подводная лодка «Б-413», ходят автобусы №72, 75 и троллейбус №7. Выходить нужно на остановках «Улица Генерала Буткова», «Сбербанк» или «Музей Изобразительных Искусств». Отсюда за 6-14 минут до музея легко дойти пешком. Из калининградского аэропорта «Храброво» регулярно, раз в час до города ходит автобус-экспресс. Дорога до Южного ж/д вокзала занимает 30-40 минут.


Хотите заказать экскурсию по Калининграду?

Тогда нажмите кнопку обратной связи и напишите оператору


Как найти:

Тут появится карта


Добавить комментарий

Оставить комментарий

© 2024 All Rights Reserved.
WhatsApp icon