Мост королевы Луизы в Советске



Мост королевы Луизы, соединяющий через реку Неман (быв. Мемель) российский город Советск (быв.Тильзит) и литовский поселок Панемуне, имеет богатую историю, является символом города и одним из его главных достопримечательностей.


Строительство моста началось в 1904 году, а в октябре 1907 года состоялось его торжественное открытие, приуроченное к столетнему юбилею заключения Тильзитского мира. Мост получил имя королевы Луизы, супруги короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, которую очень любили подданные — «Königin Louise Brücke». В честь его открытия в Тильзите выпустили памятную медаль.


Проект моста создавался коллективом инженеров-строителей под руководством советника Керсье, а подряд на строительство получила компания «Бейхельд и Ко» из Силезии. Строительство обошлось в два миллиона марок. Общая длина моста составила 416 метров, ширина — 12,55 метра, ширина проезжей части — 7,2 метра. Он опирался на четыре опоры (после 1947 года их количество возросло до семи) и удерживался тремя стальными арками длиной 105 и высотой почти 50 метров. Въезды на мост с обеих сторон украшали порталы в стиле позднего ренессанса с башенками работы архитектора Стефана Вальтера. В центре южного портала помещался бронзовый барельеф-картуш с изображением королевы Луизы, а на северном был изображен герб Пруссии. 12-метровый разводной пролет сместили к левому (северному) берегу реки. Механизм разведения был снабжен электрическим и ручным приводами. С 1914-го по 1944 год по мосту осуществлялось движение трамваев. По тем временам мост был уникальным сооружением, воплотившим передовые инженерные и архитектурные решения.


Во время Первой мировой войны мост дважды находился под угрозой разрушения. Сначала его хотели взорвать немецкие войска, чтобы воспрепятствовать наступлению русской армии, затем русские — при отступлении из Тильзита. После окончания войны и заключения Версальского мира мост стал пограничным, на нем оборудовали пропускные и таможенные пункты. В марте 1939 года произошел аншлюс Мемельского края гитлеровской Германией, и первый «пограничный» период истории моста завершился. В октябре 1944 года отступающие под ударами Красной Армии немецкие войска пересекли мост в обратном направлении, а 22 октября он был взорван саперами 6-й танковой дивизии вермахта. Взрывом был уничтожен северный портал.


В 1947 году силами военных строителей и при помощи специалистов института электросварки им. Патона мост восстановили. Остатки стальных арок демонтировали, в дополнение к отремонтированным старым опорам возвели три новых. Взорванные пролеты заменили сначала деревянными, затем бетонными. Разводные механизмы моста восстановить не удалось. На южном портале убрали надпись «Königin Louise Brücke», исправили дату строительства на «1947» и заменили барельеф королевы Луизы на герб СССР.


В 1991 году, после обретения Литвой независимости, мост снова стал пограничным. Герб СССР был снят в 1995 году. Хотя российско-литовская граница проходит посередине акватории реки Неман, за техническое состояние всего моста отвечает российская сторона. В 2002-2003 годах в ходе широкомасштабной реставрации моста были восстановлены прежние архитектурные элементы портала, включая барельеф королевы Луизы, сам мост получил подсветку. Рядом с мостом, прямо на территории пункта пропуска, расположен жилой дом немецкой постройки, в котором живут несколько семей.


Согласно постановлению Правительства Калининградской области № 132 от 23.03.2007 г., мост королевы Луизы имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.


Хотите заказать экскурсию по Калининграду?

Тогда нажмите кнопку обратной связи и напишите оператору


Как найти:

Тут появится карта


Добавить комментарий

Оставить комментарий

© 2023 All Rights Reserved.
WhatsApp icon