Иммануил Кант



Философ настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили, что по нему можно сверять часы. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он полностью переосмыслил этику, ниспровергнув идеи, лежавшие в основе западной цивилизации со времен Аристотеля. Формирование демократического общества, которое защищает права личности, отчасти является и его заслугой.


Всю жизнь Кант провел в Кенигсберге (нынешнем Калининграде). Он в буквальном смысле никогда не покидал родной город. Хотя море было всего в часе езды, он ни разу в жизни его не видел. Юношеские годы он провел среди обычных ремесленников и рабочих, живших на окраине Кенигсберга.


Историкам так и не удалось точно выяснить, кем был по национальности великий философ. По одной из версий его предки по отцовской линии жили в Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Кант в письме к епископу Линдблому, но точных подтверждений этому факту нет. Родня по линии матери проживала в немецком городе Нюрнберге.


Будучи глубоко религиозными людьми, родители мечтали о том, что сын станет священником, но мальчик с большим интересом изучал латынь и хотел посвятить себя преподавательской деятельности. Иммануил никогда не отличался крепким здоровьем, однако показывал отличные успехи в учебе благодаря природной сообразительности и недюжинным умственным способностям.


В возрасте 13 лет мальчик потерял маму. Она долго болела и так и не смогла оправиться от болезни. В этот период Кант зачастую нуждался в самых элементарных вещах. Он часто голодал, вынужден был принимать помощь более обеспеченных однокурсников. Порой ему нечего было обуть, и тогда он вынужден был одалживать ботинки у друзей, чтобы пойти на лекции. Спасение юноша находил в философии. Он пришел к выводу, что вещи должны подчиняться человеку, а не наоборот.


Иммануил так и не получил университетский диплом. После смерти отца забота о материальном благополучии семьи легла на его плечи. Молодой человек работал домашним учителем, на протяжении долгих десяти лет занимаясь с детьми из богатых семей. Все свободное время он посвящал написанию философских трудов, которые впоследствии послужили основой его учения.

Самой интересной работой первого периода философской деятельности Канта считается «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней изложена история происхождения вселенной, причем с точки зрения физики, а не богословия. В это же время Кант занялся изучением теории пространства, опираясь на научные знания. Он верил в то, что Высший Разум существует, и именно он положил начало жизни на Земле. Ученый утверждал, что существование материи доказывает существование Бога. Он считал, что за материальными вещами обязательно стоит их Создатель. Эта мысль отражена в его труде под названием «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».


В 1755 г. Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, дает ему право преподавать в университете, чему он посвятил около 40 лет. Во время Семилетней войны с Россией Кенигсберг попал под юрисдикцию российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 г. он адресует императрице Елизавете Петровне. Период российского присутствия был наименее продуктивным в творчестве Канта: за несколько лет из-под пера философа вышло лишь несколько эссе, посвященных землетрясениям. Впоследствии Кант заявлял: «Русские - наши главные враги».


Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещенных народов.

Критический период в творчестве Канта начался, когда в возрасте 46 лет он был назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических. В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские труды, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII в. и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:


«Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология) ;

«Критика практического разума» (1788) - этика;

«Критика способности суждения» (1790) - эстетика.

В работе «Критика чистого разума» Кант отвергает догматический способ познания, полагая, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования. Сущность этого метода заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь человек с помощью разума, в изучении отдельных способов человеческого познания. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.


Кант не был красавцем - невысокий, с впалой грудью и узкими плечами. Но, несмотря на это, он всегда выглядел опрятным и ухоженным, раз в месяц посещал парикмахера и портного. Он любил красивых женщин и не переставал ими восхищаться. В преклонном возрасте он перестал видеть левым глазом, поэтому за столом всегда усаживал одну из юных красавиц с правой стороны от себя.

Философ отличался крайним педантизмом: он придерживался установленного распорядка вплоть до минуты, ни разу в жизни никуда не опоздал. Ежедневно, в одно и то же время, он приходил в кафе и выпивал там чашку чая. Официанты этого заведения могли сверять по нему часы.


Кант не отличался богатырским здоровьем с самого детства, поэтому разработал для себя специальную гигиену, которая и помогла ему дожить до весьма преклонного возраста. Его день начинался в 5 часов утра. Прямо в ночной одежде Иммануил отправлялся в свой кабинет, где слуга уже ждал его с чашкой слабо заваренного зеленого чая и курительной трубкой. Наслаждаясь чаем и курением трубки, он принимался за изучение плана будущей лекции. По воспоминаниям слуги философа, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака.


Через 2 часа ученый переодевался в привычную одежду и спускался в зал для лекций, который к тому времени был битком набит слушателями. Он читал лекции не спеша, периодически вставляя в них шутки. Кант очень щепетильно относился к внешнему виду собеседников. Он даже не смотрел в сторону неряшливо одетых студентов. Однажды он увидел, что у одного из студентов нет пуговицы на рубахе, и от этого пришел в полное замешательство, забыв, о чем рассказывал до этого. После окончания лекции ученый снова возвращался к себе, облачался в ночную пижаму, надевал бессменную треуголку. За работой он проводил ровно 3 часа 45 минут.


Затем он готовился к обеду, во время которого у него всегда были гости. Кант ненавидел обедать в одиночку, тем более, что это был единственный прием пищи за сутки. Единственное, что отсутствовало на столе, изобиловавшем разнообразными кушаньями, было пиво. Иммануил прохладно относился к солодовому напитку, считая его употребление дурным вкусом. Пиву Кант предпочитал хорошее вино. Во время обеда он всегда пользовался любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никогда не говорили о философии.

Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Философ говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог ее содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником он не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником.


Кант умер в 1804 г. в возрасте 79 лет. Его последними словами были: «Es ist gut», что в переводе означает «Это хорошо». Ученый был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кенигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 г., к 200-летнему юбилею Канта, часовню заменили новым сооружением, имеющим очень сдержанное оформление в виде открытого колонного зала.







Добавить комментарий

Оставить комментарий

© 2024 All Rights Reserved.
WhatsApp icon