Железнодорожные ворота



Железнодорожные ворота находятся прямо на восточной границе парка Победы под Гвардейским проспектом г. Калининграда. Двухпролетные кирпичные ворота входят в систему оборонительных сооружений Кенигсберга, построенных в XIX в.

На протяжении многих веков город-крепость постоянно перестраивался, наращивая свои укрепления. После масштабного фортификационного строительства, предпринятого во второй половине XIX в., была создана неприступная система из двух колец. Ей дали романтичное имя: «Ночная перина Кенигсберга». Форты были первой линией обороны, а внутреннее, так называемое, «второе вальное кольцо» состояло из стен, рвов, валов, равелинов, бастионов и городских ворот.

Железнодорожные ворота уцелели до наших дней наряду с семью другими: Королевскими, Бранденбургскими, Фридрихсбургскими, Росгартенскими, Закхаймскими, Аусфальскими и Фридландскими.

Архитектура и особенности конструкции

Железнодорожные ворота обеспечивали проезд через вальные укрепления по железнодорожной ветке по направлению в Пиллау (ныне г. Балтийск). Автором проекта является Эрнст Людвиг фон Астер (Ernst Ludwig von Aster), военный инженер, прославивший свое имя строительством крепостей в Северной Германии и Пруссии. Эрнст фон Астер проектировал большинство сооружений оборонительного кольца Кенигсберга.

Как и многие другие кенигсбергские постройки того времени, Железнодорожные ворота имеют ярко выраженные черты неоготического архитектурного стиля: арки стрельчатой формы, характерные элементы декора, выполненные из фигурного кирпича. На замковом камне над аркой сохранилась дата постройки — 1866—1889 гг.

По бокам ворот располагались внутренние помещения для караула — казематы. С внешней стороны находилось еще одно караульное помещение — кордегардия. Все постройки были оборудованы бойницами и амбразурами. От внешних атак ворота должна была защищать оригинальная штробная конструкция. В специальные вертикальные пазы в стенах арок закладывались толстые деревянные брусья, полностью перекрывая проезд. Разобрать эти мощные «жалюзи» из бруса можно было только с внутренней стороны.

Свое военно-оборонительное значение Железнодорожные ворота утратили еще в 1926 г., после постройки моста через р. Преголю. К этому времени все городские ворота и другие сооружения второго вального кольца технически устарели и были проданы военным ведомством городу. Железнодорожное сообщение через ворота прекратилось, но одна ж/д нитка сохранялась до 90-х годов ХХ в.

Всего в 250 м от Железнодорожных ворот расположены Аусфальские ворота. Они служили для пешего прохода через вал. Это самые древние из известных ворот Кенигсберга, известные с XVII в. К сожалению, их сохранность неудовлетворительна, а исторический облик искажен в результате возведения над ними в 1993 г. православной часовни.

В настоящее время по гребню вала проходит Гвардейский проспект Калининграда, а через туннель ворот проложена пешеходная дорожка от Московского проспекта в парк Победы.

Музей и планетарий в Железнодорожных воротах

Железнодорожные ворота утратили свое функциональное назначение, но сохранились и действуют как объект культурного наследия Калининграда. В настоящее время в здании ворот разместились небольшой музей и планетарий.

Музей

Основу экспозиции музея составляют материалы, найденные во время раскопок оборонительных укреплений. Здесь можно узнать об истории ворот и о Кенигсбергской обсерватории, построенной в начале XIX в. ее основателем и первым руководителем астрономом и математиком Фридрихом Вильгельмом Бесселем. Выставочное пространство музея используется для проведения художественных, исторических и фото выставок.

Планетарий

Созданный в помещении ворот Калининградский планетарий им. Бесселя он работает с 2017 г. Этот совсем небольшой просветительский центр входит в российские и международные ассоциации планетариев. Его купол имеет диаметр 5 м, а зал — 12 посадочных мест. Планетарий проводит лекции, кинопоказы и другие мероприятия, популяризируя знания об астрономии и космосе.

Как добраться

Железнодорожные ворота находятся практически в центре Калининграда, в пешей доступности от основных исторических достопримечательностей города. К примеру, от знаменитого туристического центра Рыбная деревня можно дойти за 15–20 минут.





Хотите заказать экскурсию по Калининграду?

Тогда нажмите кнопку обратной связи и напишите оператору


Как найти:

Тут появится карта


Добавить комментарий

Оставить комментарий

© 2024 All Rights Reserved.
WhatsApp icon